Подогрев нефтепродуктов в резервуарах электрическим способом

Электроподогрев нефтяной продукции в резервуарах проводится за счет электрогрелок, которые могут обладать самой разной мощностью. Трубопроводы обогревают специальными гибкими нагревательными элементами.

Чтобы подогреть трубопровод прибегают к использованию греющих кабелей, ЭНГЛ и систем обогрева, работающих на основе скин-эффекта.

Нагревательные кабели в основном прокладывают вдоль поверхности трубопровода. При этом кабель размещен в спутнике (специальная труба) с небольшим поперечником, который приварен к трубопроводу.

ЭНГЛ на практике применяют для обогрева небольших участков. Гибкие нагревательные элементы имеют вид плоского тканого ремня, изготовленного из стекловолокна, внутри которого в несколько линий укладывают нихромовую проволоку. Наружная часть ленточного устройства покрыта термостойким полимерным материалом. ЭНГЛ может изготавливаться с разной длиной и обладать разной мощностью. Гибкий ленточный нагреватель навивают на трубопровод, по спиральному типу выдерживая определенный шаг между витками, который установлен еще в период разработки проекта. Такие нагреватели также можно привязывать с помощью стекловолоконного жгута к трубам параллельно к его оси до 4-х рядов. После установки ЭНГЛ трубу вместе с ленточным нагревателем покрывают теплоизолятором. ЭНГЛ подсоединяют к питающему носителю, который прокладывают вдоль трубы через проходные коробки клемм.

Обогрев трубопроводов с помощью гибких нагревательных элементов



Обогрев трубопроводов с помощью гибких нагревательных элементов

В условиях перевалочных нефтяных баз данный метод обогрева труб используют в редких случаях. Зачастую гибкими нагревательными элементами обогревают нефтяные компоненты в железнодорожных цистернах. Причиной таких невысоких запросов на ЭНГЛ есть их цена, которая сравнительно с паровыми нагревателями высока и в условиях разогрева больших партий нефтяной продукции не имеет экономической выгоды.

На распределительных нефтяных базах отпуск высоковязкой продукции происходит в периодическом режиме и небольшими порциями в емкости и автоцистерны. В условиях такого рабочего режима электроподогрев выделяется некоторыми преимуществами: надежность; возможность четкой планировки подогрева по времени; возможность регулировать температуру и периоды работы нагревателей; легкость подключения и отключения; простая конструкция нагревательных элементов.

В виде примера рассмотрим разницу в работе парового нагревателя и ЭНГЛ. Электрические подогреватели типа гибкой ленты можно отключить в любой период их работы, не боясь этим вызвать аварийную ситуацию. Паровые же подогревательные устройства во время отключения требуют продува паром для исключения образования конденсата, который при пониженных температурах замерзает и замораживает секции нагревателя и запорную арматуру.

Чтобы облегчить процесс налива нефтепродуктов в емкости специалисты рекомендуют:

  • Прибегать к использованию целых комплексов, состоящих из здания разливочной и группы резервуарных емкостей горизонтального типа для определенных разновидностей масел;

  • Выстраивать разливочную базу вместе с погрузочно-разгрузочной промплощадкой, соответствующей высоте платформы грузового авто;

  • Торцы резервуаров, которые находятся в горизонтальном положении, должны находиться непосредственно внутри здания и проходить  через глухую стенку с тыльной стороны фасада, толщина которой не должна быть меньше 70 сантиметров;

  • Чтобы сократить трудоемкий процесс перекатывания бочек впереди каждого резервуара должны быть установлены весы, и бочки должны заливаться непосредственно на весах.

Если отпуск мазута осуществляется в автотанкера, следует прибегать к комбинированному двухэтапному подогреву:

  1. Предварительный подогрев проводят еще на том этапе, когда мазут находится в большом наземном резервуаре;

  2.  Окончательный подогрев проводится в расходной горизонтальной цистерне, размещенной под землей.

Самый первый комплекс по отпуску мазута в автотанкенра с объемом в шесть тонн, в котором использовали электрический нагрев, был создан на одной из баз распределения России в Астраханском крае. На данном комплексе прошли испытания врезные электрогрелки серии ЭГР, стационарного типа и погружные нагреватели ЭПВГ. Комплекс функционировал практически 25 лет, был надежным и высококачественно выполнял свои задачи.



Подогрев нефтепродуктов в резервуарах электрическим способом

Прием нефтепродукта происходил из танкеров в наземные резервуары группы РВС-1000, используя  трубопровод  класса Ду-250. Именно этот же тип трубопровода применяли для залива 2-х расходных цистерн типа РГС-100, расположенных под землей. Для перекачки использовали помповые устройства категории РЗ-60 через наливной стояк. Обогревали мазут отдельно в каждом наземном резервуаре при помощи 2-х грелок ЭГР-20, каждая из которых имела мощность в 20 киловатт. А в емкостях расходного типа нагрев выполняли вертикальные погружные нагреватели ЭПВГ-60, мощность которых составляла 60 кВт.

Технология обогрева была разделен на два этапа. На первой стадии обогрева нефтепродукт прогревали лишь в одной из цистерн до показателей, при которых снижалась вязкость застывшей массы. Далее мазут самостоятельно протекал по прогретому трубопроводу в расходные цистерны подземного типа. А уже на второй стадии нагрева мазут в расходных цистернах прогревали до 60 градусов. Включение подогрева на обоих этапах устанавливали таким образом, что к началу следующего рабочего дня в одной из емкостей продукция была нагрета до необходимых температурных значений. РГС размещенные под землей можно наполнить приблизительно за четыре часа, и вычислено, что такое же количество времени нужно потратить на его разогрев до 60 градусов.

Все рабочие процессы обогрева продукции контролируются и настраиваются с помощью автоматического щита управления, который установлен в диспетчерской кабине. В состав щита системного управления входят: распределитель температур, сигнализация, система управления и система контроля нагревателей. К ЩСУ подключены все силовые провода: от электрических грелок, двигателей, коробок с клеммами ГНЭ, монтированных вблизи цистерн и вдоль трубопроводов, разделенных на отдельные прогреваемые секции. Внутри щита установлены контакторы, а на внешней поверхности расположена специальная мнемосхема наливной зоны с обозначениями всех емкостей и отделов нагрева и пусковые кнопки, и ключи управления контакторами.

Управление процессом не требует высокой квалификации, для данной работы будет достаточным наличие второго разряда у оператора. Чтобы наполнить подземные РГС из цистерны РВС No1 оператору нужно нажать на пульте кнопки, отвечающие за включение одной либо двух грелок расположенных в первой цистерне и подключить к работе участки нагрева трубопровода от первого по четвертый. Если заполнение нужно выполнить из шестого резервуара, то подключить к работе необходимо грелки этой же емкости и только третий и четвертый участки трубопровода. Подключаются только те  участки, по которым будет поступать нефтепродукт в резервуар расположенный под землей. По окончанию процесса заполнения подземной емкости либо обоих резервуаров свыше уровня расположения нагревателей более чем на 0,5 метра, включаются нагревательные устройства этого резервуара. В период отпуска естественно нужно включить участки нагрева на отпускной трубе и нагревающие кожуха насосов.

Беря во внимание рабочий опыт распределительных нефтяных баз в Астраханском крае, рекомендуется во время отпуска масел в бочки из хранилищ горизонтального типа, использовать проходные нагреватели ЭПН-5 мощность которых составляет 3,3 киловатта.

Электрические нагреватели в обогреве нефтяных продуктов зарекомендовали себя как надежные и высокопрочные устройства. При соблюдении правил эксплуатации электронагреватель способен прослужить длительный период, не выходя из строя и не поддаваясь влиянию внешней

Остались вопросы?

Заполните форму и мы ответим на все вопросы: